Шланговая арматура АРМАТЭК

Шланговые задвижки

Доля шланговой арматуры в общем объеме арматуры измеряется несколькими процентами. Но, учитывая огромные масштабы использования трубопроводной арматуры, даже эти сравнительно скромные относительные цифры на практике оборачиваются огромными абсолютными показателями производства шланговых задвижек. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что шланговая задвижка — распространенный конструктивный вариант задвижек, которые, в свою очередь, являются одним из наиболее востребованных типов трубопроводной арматуры.

Принцип действия шланговых задвижек и несколько слов о терминологии

Принципиальное отличие шланговой задвижки от «классических» конструкций (хотя по аналогии с архитектурой считать шланговую задвижку «модерном» — чересчур смелое допущение) заключается в конструкции затвора. Шланговая задвижка содержит размещенный в жестком корпусе эластичный патрубок (шланг), через который движется поток транспортируемой среды. Регулирование потоком осуществляется пережатием шланга с помощью специального элемента затвора. Вследствие деформации патрубка, площадь его проходного сечения меняется, а вместе с этим вплоть до полного перекрытия меняется расход рабочей среды. В закрытом положении полностью пережатый эластичный патрубок надежно запирает проход, полностью исключая возможность попадания рабочей среды в трубопровод.

Изначально для изделий, носящих сегодня название «шланговая задвижка», использовали словосочетание «шланговый клапан». В этом можно убедиться, открыв изданные несколько десятилетий назад учебники или справочные руководства по трубопроводной арматуре. Но позже из-за принципа действия их стали относить к задвижкам. Все-таки шток устройства, вызывающего пережатие шланга, движется перпендикулярно оси потока рабочей среды как у задвижки, а не параллельно, как у клапана.

До настоящего дня действует «ГОСТ 22642-88. Арматура трубопроводная шланговая. Основные параметры» в котором, наряду с клапанами шланговыми регулирующими, упоминаются задвижки (затворы) шланговые запорные. Впрочем, в «ГОСТ 24856-2014. Арматура трубопроводная. Термины и определения» наименование «затвор» применительно к шланговой задвижке использовать не рекомендуется.

Устройство шланговых задвижек. Корпус

Корпус шланговой задвижки подобно панцирю черепахи служит надежной защитой мягкого патрубка, надежно оберегая его от внешних механических и немеханических воздействий, например, УФ-излучения, к которому многие виды резины неравнодушны. Кроме того, корпус служит базисом для монтажа других комплектующих узлов — элементов затвора и привода.

Для изготовления корпусов шланговых задвижек используются металлические и неметаллические материалы. Первые — это сталь, чугун, цветные металлы и их сплавы. Неметаллы — полимеры или специальная резина.

Материал корпуса — один из поводов классифицировать шланговые задвижки. Есть и другие — по варианту присоединения к трубопроводу или материалу патрубка.

Шланговые задвижки из цветных металлов — обычно это задвижка алюминиевая шланговая — используют в системах водоснабжения и трубопроводах, транспортирующих нефтепродукты, агрессивные среды, абразивные пульпы.

Особенность шланговых задвижек с неметаллическим корпусом — ограничение по температуре эксплуатации.

В отличие от них шланговые задвижки с корпусом из чугуна или углеродистых сталей могут использоваться при температурах в несколько сотен градусов для транспортировки самого широкого диапазона рабочих сред с самыми разными свойствами: агрессивных и неагрессивных, жидких, вязких, пульпообразных, сыпучих, биологических, пищевых и проч.

Чаще всего к трубопроводу или резервуару шланговые задвижки присоединяются с помощью фланцев. Задвижка шланговая фланцевая — наиболее распространенный вариант.

Патрубок

Главная отличительная особенность шланговой задвижки состоит в том, что с рабочей средой в ней контактирует единственная деталь — гибкий патрубок. Таким образом, патрубок не только выполняет функцию проточной части, но и надежно изолирует от рабочей среды металлические (или пластиковые, если корпус задвижки изготовлен из пластика) детали шланговой задвижки, что, например, особенно актуально при транспортировке агрессивных сред. При монтаже шланговой задвижки фланцы патрубка выполняют функцию межфланцевых уплотнительных прокладок.

Патрубок постоянно испытывает значительные нагрузки, поэтому изнашивается быстрее других узлов и деталей шланговой задвижки. В процессе эксплуатации именно на него следует обращать внимание в первую очередь, выполняя техническое обслуживание шланговой задвижки. При необходимости осуществляется замена патрубков. Выполняется эта технологическая операция просто и быстро, не требуя специальных приспособлений и инструмента. При своевременной замене патрубков шланговая задвижка может эксплуатироваться 30 и более лет.

Именно от патрубка в решающей степени зависит для транспортировки каких сред, а значит, в какой отрасли, можно использовать те или иные конкретные задвижки шланговые. Производители предоставляют потребителям возможность выбирать любую комбинацию типов корпуса, привода и материала шланга в зависимости от технологического режима. Патрубок подбирается таким образом, чтобы рабочая среда не оказывала негативного воздействия на материал, из которого он изготовлен. Патрубки шланговых задвижек делают из разных видов резины: бензостойкой, маслостойкой, химически устойчивой к воздействию различных агрессивных сред: бутадиен-нитрильной, изопреновой, кремнийорганической, уретановой, этиленпропиленовой и других. Для пищевой промышленности используются материалы, по санитарным нормам пригодные для контакта с пищевыми продуктами.

Затвор и привод

Пережимающее устройство может иметь различные исполнения. Его механизм бывает односторонним или двусторонним, выполненным из двух частей — верхней и нижней, в процессе движения друг к другу перекрывающих эластичный патрубок. Именно по такому принципу функционирует, например, задвижка шланговая 33а17р.

Примечание

Для шланговых задвижек, как и для другой арматуры, используется условное обозначение, т.н. таблица-фигура, представляющее собой сочетание букв и цифр, из которого следуют: тип арматуры, ее конструктивное исполнение, материал корпуса и уплотнения в затворе, вид привода, например, задвижка шланговая 33а26р или задвижка шланговая 33а5р. Стоящая в самом начале цифра 33 говорит о принадлежности к шланговым задвижкам, следующая за ней буква — о материале корпуса. Буква «а» свидетельствует о том, что корпус выполнен из алюминия, «с» обозначает сталь углеродистую, «п» — пластмассу, «ч» — чугун серый и т.д. Следующая за этой буквой цифра информирует о типе привода. Например, цифра 5 — это механический привод с конической передачей, а цифра 9 — электрический. Еще одна буква содержит информацию о материале уплотнения. Так, буквой «р» «зашифрована» резина.

Совершенствование пережимного механизма, наряду с улучшением параметров патрубка (прежде всего, увеличением его износоустойчивости) являются основными направлениями развития шланговых задвижек, призванными повысить их надежность и эффективность.

Задвижки ручные

Шланговые задвижки могут снаряжаться различными типами приводов. Помимо ручного управления — в этом случае воздействие на эластичный патрубок происходит с помощью маховика-рукоятки — возможно оснащение пневмо-, гидро- и электроприводом, которые напрямую или посредством редуктора приводят в движение пережимающие траверсы. Шланговые задвижки с приводом особенно эффективны при больших сечениях условного прохода и при дистанционном автоматизированном управлении. Задвижка шланговая с электроприводом (например, задвижка шланговая 33а903р) способна немедленно заблокировать поврежденный участок трубопровода, предупредив опасность возникновения нештатных неуправляемых ситуаций.

Задвижки с пневмоприводом

Шланговые задвижки: преимущества и область применения

Следствием особенностей конструкции шланговой задвижки является целый ряд присущих ей преимуществ и обусловленных ими сфер использования. Шланговые задвижки пригодны для перекрытия неоднородных по составу потоков со сложными физико-химическими свойствами. Полнопроходное сечение означает минимальные гидравлические потери, отсутствие участков застаивания, крайне низкую вероятность засорения патрубка. Так, шланговая задвижка не может выйти из строя из-за заклинивания затвора. Полностью исключен контакт между двумя средами — рабочей и внешней. Эластичный патрубок не подвержен зарастанию и уменьшению из-за этого величины условного прохода. Даже если произошло кратковременное отложение твердых веществ на его стенках, при пережиме патрубка любые отложения деформируются, разрушаются и смываются потоком рабочей среды.

К достоинствам шланговых задвижек относятся также невысокие эксплуатационные расходы, удобные и несложные монтаж и техническое обслуживание.

Благодаря особенностям конструкции шланговые задвижки лучше других типов и разновидностей арматуры приспособлены для функционирования в трубопроводах, транспортирующих «неудобные» для другой трубопроводной арматуры среды — агрессивные с высоким содержанием твердых в т. ч. абразивных включений. Такие включения — взвешенные твердые частицы в жидкостях и газах: гранулы, стружка, волокна — не только способны повредить выполненные даже из самых износостойких материалов запорные или регулирующие элементы, но и вовсе заблокировать проход. Для шланговых задвижек управление потоками эмульсий, суспензий, гранулятов, запыленных газов, включая доменный газ, порошкообразных материалов, пульп, вязких жидкостей, сыпучих сред — задача успешно решаемая. Поэтому шланговые задвижки нашли широкое применение в таких сложных для трубопроводной арматуры отраслях промышленности как горнодобывающая (особенно на обогатительных фабриках), цементная, химическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная, пищевая, добыча и переработка нефти и газа, изготовление керамики, стекла и пластмасс, обработка и транспортировка промышленных стоков.

Шланговая задвижка — пример внешне простого, но вместе с тем чрезвычайно эффективного технического решения. Конечно, не настолько универсального и всеобъемлющего, чтобы отменить все остальные, но наиболее эффективного в случае совокупности широкого круга условий и требований. Это позволило шланговым задвижкам занять и уже достаточно длительное время уверенно удерживать свою нишу среди других разновидностей трубопроводной арматуры.