Шаровые краны под приварку АРМАТЭК

Арматуру, имеющую присоединительные патрубки (или, как еще говорят, ─ присоединительные концы) для приварки к емкостям, трубопроводам и различным видам оборудования, называют арматурой под приварку или приварной арматурой.

Главное качество, которым она обладает, ─ надежность. К использованию сварки прибегают тогда, когда у иных способов присоединения трубопроводной арматуры это свойство признается неудовлетворительным для данных условий эксплуатации, а преимущества свободных манипуляций с арматурой менее значимы, чем ее абсолютная герметичность. А вообще, приварная арматура (как и фланцевая) допускается к применению на всех категориях трубопроводов. И все-таки, учитывая особенности ее монтажа, в первую очередь ее используют на трубопроводах, транспортирующих опасные среды, обладающие высокой проникающей способностью, и потому «просачивающиеся» сквозь разъемные соединения.

Кстати, два способа присоединения ─ с помощью фланцев и патрубков для приварки ─ могут совмещаться в одном техническом устройстве. Так, согласно «СТО Газпром 2-4.1-212-2008. Общие технические требования к трубопроводной арматуре, поставляемой на объекты ОАО «Газпром» арматура менее DN 700 с ручным механическим приводом может по требованию заказчика изготавливаться «комбинированной»: один патрубок фланцевый, другой ─ под приварку.

Приварная арматура: качество номер один ─ надежность

Арматуру под приварку устанавливают на трубопроводах, которые должны отвечать повышенным требованиям в части плотности соединений. Плотность ─ это способность соединений (в случае приварной арматуры ─ сварных швов) служить препятствием для газового или жидкостного обмена между разделенными материалом шва средами.

Основной повод для особенно пристального внимания к герметичности трубопроводов ─ свойства транспортируемых в них жидкостей и газов. Способность приварной арматуры обеспечивать целостность и непроницаемость трубопроводных систем, их устойчивость к механическим и температурным деформациям особенно ценятся в химической и атомной промышленности, электроэнергетике и целом ряде других отраслей, отличающихся сложными условиями эксплуатации технологического оборудования. В частности, приварную арматуру применяют в энергоустановках с высокими и сверхвысокими параметрами пара. Но, в первую очередь, она востребована там, где попадание жидкостей и газов за пределы трубопроводных систем крайне нежелательно в силу их токсичности, огне-, взрыво- и пожароопасности.

В некоторых отраслях приварную арматуру следует использовать «по умолчанию». Например, в Федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии НП-068-05 «Трубопроводная арматура для атомных станций. Общие технические требования» прямо указано: «Арматура должна присоединяться к оборудованию и трубопроводам сваркой, если в ТЗ (техническом задании либо документе, его заменяющем) и/или ТУ (технических условиях) не указано иное».

В соответствии с руководством по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов» арматура приварная показана к применению «на трубопроводах, в которых опасные среды обладают высокой проникающей способностью, через разъемные соединения (фланцевые, муфтовые и др.)».

Надежность ─ не единственное достоинство приварной арматуры. Огромное ее преимущество ─ сведение к минимуму необходимости технического обслуживания. Так, затяжка гаек крышки такой арматуры занимает примерно вдвое меньше времени, чем затяжка болтов фланцевой арматуры. Сварные соединения не требуют ухода, экономят металл, снижают суммарную массу арматуры в трубопроводной системе.

Атомная станция

Монтаж арматуры под приварку

Правильность и качество монтажа арматуры напрямую влияет на эксплуатационные параметры трубопроводных систем. Приварка трубопроводной арматуры ─ процесс чрезвычайно ответственный и технологически достаточно сложный, требующий соответствующей квалификации исполнителей, применения качественных сварочных материалов, соблюдения последовательности операций. Различные его аспекты, включая конструктивные элементы разделки кромок, требования к их подготовке и контролю регламентированы целым рядом нормативных документов. Среди них утвержденный приказом Минэнерго России Руководящий документ «РД 153-34.1-003-01(РТМ-1С). Сварка, термообработка и контроль трубных систем котлов и трубопроводов при монтаже и ремонте энергетического оборудования», «СТ ЦКБА 025-2006 Арматура трубопроводная. Сварка и контроль качества сварных соединений. Технические требования», «СТ ЦКБА 013-2007 Арматура трубопроводная. Приварка арматуры к трубопроводу. Технические требования», «Правила и нормы в атомной энергетике. ПНАЭ Г 7-010-89. Оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок. Сварные соединения и наплавки. Правила контроля» и другие.

Подготовка патрубков

Патрубки являются элементами корпуса арматуры. Перед тем, как приварить их непосредственно к трубопроводу, концы патрубков подвергают специальной механической обработке (какой конкретно зависит от типа сварного шва): выравнивают, шлифуют, снимают фаску. Например, производят зачистку внутренней и наружной поверхности до чистого металла на ширину не менее 20 мм от границы разделки кромки. Особенно тщательной обработки требуют присоединительные концы трубопроводной арматуры больших и сверхбольших диаметров.

Подготовку приварной арматуры под сварку следует проводить с максимальной осторожностью, чтобы не допустить повреждений внутренней поверхности арматуры в результате попадания в нее загрязнений. Для этого используют любые доступные способы, заглушки, ткань и другие материалы.

Контроль качества подготовки кромок выполняют визуально и с помощью измерительного инструмента, в т. ч. оптических приборов, а также посредством капиллярного и радиографического контроля или ультразвуковой дефектоскопии.

Сварка

Сварка арматуры

Перед сваркой приварной арматуры ее затвор открывают, чтобы предотвратить заклинивание вследствие деформаций, появляющихся в результате нагревания корпуса.

Сначала арматуру устанавливают на трубопроводе, закрепляя ее несколькими прихватками. И только затем, убедившись в правильности положения, прежде всего, соосности относительно прилегающих участков трубопровода, окончательно приваривают. Это делается для того, чтобы избежать перекосов, способных в процессе эксплуатации привести к ненужным напряжениям в конструкциях трубопроводной системы и преждевременному износу уплотнительных деталей.

Процесс сварки должен обеспечивать достаточную глубину проникновения материала шва в основной металл.

В процессе сварки внутренние части арматуры предохраняют от избыточного перегрева. Добиться этого можно несколькими способами. Самый очевидный путь ─ выполнять сварку с перерывами, после каждого прохода охлаждая место шва как минимум до 100 OC. Другой вариант ─ прилегающую ко шву со стороны арматуры зону закрывать влажными бязью или асбестом, периодически охлаждаемыми в холодной воде. Для утилизации тепла используют теплоотводы, выполненные из обладающей высокой теплопроводностью меди, или сухой лед.

При приварке арматуры необходимо обеспечить защиту ее внутренних полостей и примыкающих частей трубопровода от попадания брызг шлака и окалины, которые впоследствии могут помешать нормальному функционированию арматуры.

Если патрубки арматуры и трубопровод выполнены из разнородных марок сталей, рекомендуется приварка к арматуре переходников из стали, идентичной марке стали трубопровода. Впрочем, по согласованию с заказчиком переходники допускается не приваривать.

В процессе сварки используются цилиндрические и конические подкладные кольца (как правило, это имеет место, когда диаметр арматуры составляет более 40 мм). Материал, из которого они изготовлены, должен соответствовать материалу трубопровода (конца присоединяемой арматуры или переходника катушки). Если свариваются присоединительный конец и труба из сталей перлитного класса различных марок, используют подкладные кольца, изготовленные из менее легированной стали.

Допускается смещение внутренних кромок патрубка арматуры и трубы при сборке под сварку. Чем больше толщина стенки, тем меньшую долю ее величины может составлять максимальное допустимое смещение внутренних кромок. Если смещение превышает допустимую нормативами величину, выполняется раздача или расточка трубы. При сваривании различающихся по толщине концов арматуры и участка трубопровода, сварной шов должен быть выполнен таким образом, чтобы наклон его поверхности обеспечивал плавный переход между свариваемыми деталями.

Открытый перед сваркой затвор арматуры закрывают после продувки или промывки рабочей средой ее и прилегающего к ней участка трубопровода.

Ремонт приварной арматуры

За относительное удобство обслуживания приварной трубопроводной арматуры приходится расплачиваться повышенной трудоемкостью ремонта в тех ситуациях, когда ее нужно демонтировать, а потом устанавливать заново. С учетом непростого и ответственного монтажа приварной трубопроводной арматуры, особенно крупной, ремонтные работы стараются выполнять по месту ее расположения в трубопроводной системе. Только при необходимости трудоемкого и сложного ремонта, осуществлять который «в походных условиях» нецелесообразно, она срезается и доставляется в специализированную мастерскую. Для демонтажа приварной арматуры используют газовые резаки. Отрезку производят непосредственно по сварному шву или рядом с ним. Также применяются устройства для механической резки, обеспечивающие максимально ровный с минимальными размерами рез.

Сварочные технологии с момента своего зарождения всегда оставались в авангарде научно-технического прогресса. Их достижения используют во многих направлениях техники. Не является исключением трубопроводная арматура. Сварочные работы применяются при ее изготовлении (литосварная, литоштампосварная, штампосварная арматура) и в процессе монтажа трубопроводных систем.

Востребованность сварки для монтажа трубопроводной арматуры обусловлена, как опережающим развитием отраслей, особенно активно использующих приварную арматуру для наращивания производственного потенциала и повышения его эффективности, так и интенсификацией технологических процессов, увеличением диапазона температуры и давления рабочей среды, все более масштабным вовлечением в производство жидкостей и газов, попадание которых в окружающую среду, даже в небольших количествах, способно привести к экологическому коллапсу.

Технологическая необходимость и экономическая целесообразность использования приварной арматуры доказаны длительным опытом ее успешной эксплуатации в разных отраслях экономики всех стран мира.